Механические потери в двигателе внутреннего сгорания.
Текст напечатан в сокращенном виде с комментариями. [ 20.09.02 г.] |
|
Уфа, диссертация, 1993 год.
|
Загайко С.А.
|
Индикаторные показатели – характеризующие процессы в цилиндрах, зависят от многочисленных факторов, включая механические, температуру стенок цилиндров, обороты, режим работы и т.п. Механические показатели это потери.
Потери на трение - значительная часть работы, произведенной ДВС, следовательно экономически оправдано их снижение. (По разным источника по разному. Прим.) Примерно 25 – 30 % индикаторной работы ДВС затрачивается на механические потери.
Общепринято при проектировании сравнивать эффективную мощность ДВС и мощность холодной прокрутки, их разница дает механические потери. Это не совсем так.
Механические потери делятся на 3 класса: потери на трение в узлах и агрегатах ДВС и производные этого вида потерь; потери на привод вспомогательных агрегатов ДВС; насосные потери; хотя они должны учитывать индикаторную мощность.
Толщина масляной пленки зависит от пьезокоэффициента вязкости смазки.
n - мгновенная динамическая вязкость смазки; V - скорость перемещения поверхностей контакта; Eэк - эквивалентный модуль упругости.
По толщине смазки делят режимы трения смазанных деталей.
Коэффициент трения в режиме полужидкостного трения определяется:
; где к – коэффициент геометрии контакта; Ра – номинальное давление в контакте;
для практического контакта: ; где: T o– сдвиговое сопротивление (фрикционный параметр); b - коэффициент упрочнения молекулярной связи; Рс – контурное давление в контакте; НВ – твердость наиболее слабого материала.
Коэффициент в режиме жидкостного трения: ; где: С – коэффициент геометрической формы; Р – удельное давление на поверхности контакта;
Сила трения в контакте: ; где: Аа – номинальная площадь контакта;
Потери мощности: .
Технологическая погрешность изготовления ДВС на машиностроительном предприятии составляет от 5 % до 10 % от номинальной мощности ДВС. На это могут наложиться дополнительные факторы изготовления комплектующих и регулировок.
Анализ полученных расчетных и экспериментальных характеристик: где - расчетные механические потери во время работы цилиндров, значительно отличаются мощности при прокрутке. Расчетное механическое КПД, рассчитанное по действительной мощности механических потерь резко отличается и имеет экстремумы.
Где: Nmp – расчетные механические потери во время работы цилиндров, значительно отличаются от Nxp – потерь получаемых при методе холодной прокрутки. Neef - эффективная мощность ДВС.
КПД рассчитанное по расчетным механическим потерям nMRAS резко отличается от nMXP ,определенных по методу холодной прокрутки и имеет экстремумы.
См. рис 2.
Основные механические потери кроются в КШМ и ЦПГ (кривошипно-шатунном механизме и цилиндропоршневой группе), а они зависят от давления газов в цилиндре.
См. рис 3. Зависимость при постоянных оборотах равных 5000. Мощность потерь увеличивается, т.к. растет сила прижатия поршневых колец и юбки цилиндра, а также трение в КШМ. Влияет также инерция поршня: оптимальный вес около 0,5 кг.
Рис. 4 влияние частоты вращения на потери в ЦПГ и КШМ. С увеличением частоты увеличивается скорость относительного скольжения и следовательно увеличиваются потери на трение. Потери увеличиваются от квадрата оборотов.
Влияние вязкости смазки. Мощность потерь в КШМ (Nksm) значительно увеличивается с увеличением вязкости масла, что соответствует диаграмме Герси, объясняется изменением режимов трения и соответственно коэффициентов трения.
Меньшая интенсивность возрастания потерь на трение в ЦПГ по сравнению в КШМ, объясняется тем, что за один цикл пары трения в ЦПГ проходят эти режимы несколько раз, т.к. скорость перемещения поршня непостоянна, что уменьшает интенсивность роста потерь в ЦПГ. Шероховатость поверхностей мало влияет на режим жидкостного трения в подшипниках скольжения, а в ЦПГ увеличивается т.к. там режим трения преобладает полужидкого и сухого (в верхней части цилиндра) трения.
Краткие выводы: метод холодной прокрутки дает значительную погрешность до 100%.
Возрастание механических потерь на трение в ЦПГ от нагрузки идет по линейному закону с коэффициентом около 0,08 – 0,12.
С увеличением частоты вращения потери в ЦПГ увеличиваются по квадратичному закону от оборотов.
|
Выводы и комментарии.
|
Оширов В.
|
Хорошая теория механических потерь в ДВС. В цилиндрах желательно применение твердой смазки, через свечные отверстия, поскольку только там возможно полусухое трение (верхняя часть цилиндра). Эффективные обороты работы ДВС с максимальным КПД около 2000-2500. Масло желательно иметь высокого качества и с малой вязкостью, для эффективного смазывания с хорошим пакетом родных присадок. Как снизить потери в КШМ? Двухтактный ДВС с выделенными камерами сгорания. См. статью: "Создаем новый ДВС".
|
Возврат в список
© Оширов В. 2002 г.
Главная страница
Статьи и разработки
Обсудить на форуме
E-mail: ingenerw@km.ru
|