Экономия топлива при эксплуатации автомобилей.
Текст напечатан в сокращенном виде с комментариями. [ 20.09.02 г.]

Учебное пособие, Барнаул, АПИ, 1990 г. Алтайский политехнический институт им. И.И. Ползунова. Токарев А.Н.
   Наибольшее распространение имеют легковые автомобили. По данным 1990 года они потребляют в мире 540 – 560 мил. тонн бензина и 570 – 590 мил. тонн дизельного топлива. До 30% нефти уже выработано, следовательно в будущем возникнет проблема.
По данным 2000 года 06 месяца в России свыше 31 мил. транспортных средств и из них 26 мил. старше 5 лет. Перевозка грузов автотранспортом велика, и 50 – 90% мелкие грузы до 2,5 тонны. Мы только сейчас приближаемся к таким показателям. До этого у нас в основном большие партии 4 - 5 тонн.
Уменьшение мощности ДВС снижает динамические качества автомобиля и резко возрастает расход топлива. Ежегодно автомобильные выбросы составляют 250 – 280 мил. тонн различных веществ. Снижение расхода топлива автотранспортом влечет снижение вредных выбросов. Качественная доработка ДВС также сокращает вредные выбросы. На количество вредных выбросов сказывается и структура автомобильного парка и режимы его эксплуатации. Для легковых автомобилей важна их загрузка, т.е. количество перевозимых пассажиров и т.д. Для грузового транспорта важна его загрузка и режимы работы. Особенно велики выбросы на режиме разгона и движения на подъем. Уменьшение фактической полной массы требует меньшей мощности ДВС, следовательно сокращается расход. Большую роль играют аэродинамические характеристики автомобиля. Большее внимание надо уделять разработке двигателей. Дизельный двигатель при движении по городу дает до 40% экономии. Необходимо больше грузовиков с дизельным двигателем.
Для легковых это проблема и все связанные с ней недостатки. Стоимость дизеля на 50 – 60% больше, требуется более высокое качество оборудования для изготовления, повышенная шумность и вибрация; все это не способствует общей дизелизации. Поэтому важна работа по совершенствованию бензинового двигателя и его систем; желательно без увеличения его стоимости, а как же без усложнения и удорожания его обслуживания.
Наиболее перспективные разработки: электрические системы дозировки топлива, системы питания с впрыском топлива, изменение смесеобразования, от коллектора до цилиндра, турбо наддув, расслоение смеси на бедную и богатую, снижение механических потерь, сокращение потерь на привод вспомогательных агрегатов, уменьшение неравномерности по цилиндрам, работа на переобедненных смесях, изменение степени сжатия. Система впрыска дает экономию до 7 – 10%, ХХ и системы аналогично.
Предложенная идея Ю.Б. Свиридова о "конструировании" топлива, т.е. изменении состав путем введения различных присадок и добавок, без изменения конструкции ДВС. Водород, спирты, эфиры и т.п. газ и соответствующая обработка и т.д.
Практически каждая марка грузового автомобиля, выпускаемого нашей промышленностью имеет избыточную грузоподъемность, повышенную мощность ДВС, и в то же время эксплуатационный расход топлива почти постоянный.
Большие надежды возлагают на двигатель Стирлинга – возможно сокращение расхода на 25%. Шины автомобильные играют большую роль – до 7 – 10%. Рациональный подбор передач в трансмиссии – до 4 – 5%; применение скоростного режима (повышающей передачи).
Автомобиль будущего – надежность, экономичность, безопасность, экологичность. ДВС как, традиционные, так и новые.
Топливная экономичность автомобиля: Гост 20306 – 85 оценивает по следующим показателям; топливная характеристика автомобиля при установившемся режиме работы, топливная характеристика на дороге с переменным профилем и контрольный расход топлива. Проверка на стендах: при 90 км/час; при 120 км/час; и ГЦ. (Литры на 100 км пробега).
Топливная экономичность ДВС характеризуется минимальным удельным расходом при его работе на данном режиме. Удельный расход топлива представляет собой расход топлива в единицу времени на единицу развиваемой мощности и определяется в г/кВт*час. В эксплуатации – эксплуатационная топливная экономичность и эксплуатационным расходом топлива. Под эксплуатационной топливной экономичностью понимают способность автомобиля, находящегося в технически исправном состоянии, выполнять транспортную работу в зависимости от условий эксплуатации с минимально возможным расходом топлива. Используется для оценки состояния автомобиля. Под эксплуатационным расходом топлива понимают количество топлива, потребляемое автомобилем в зависимости от условий эксплуатации при реальном техническом состоянии на 100 км пути. Экономичная работа ДВС на обедненной топливной смеси с коэффициентом избытка воздуха от 1,05 до 1,15, при этом мощность снижается на 5 – 10%. Новые машины выпускаемые заводом отрегулированы на макс мощность, т.е. на богатую смесь с учетом неточности настройки карбюратора 6 – 8%. При разгоне увеличивается токсичность. Оценка – выбег. ДВС можно отрегулировать либо на максимальную мощность, либо на экономичность, либо на минимальную токсичность.
  Мощность снижается на 10 – 15%; при снижении расхода топлива на 20 – 25%.(при настройке)

Выводы и комментарии. Оширов В.
Основные положения верны, но устарели.

Возврат в список


© Оширов В. 2002 г.

Главная страница

Статьи и разработки

Обсудить на форуме

E-mail: ingenerw@km.ru

Hosted by uCoz