Общие вопросы по экономии топлива автомобилями. Экология и развитие техники. Советы автолюбителям. Проблемы автомобиля будущего.
Последнее изменение [ 19.09.02 г.]

1.   Вступление. Общие вопросы по экономии топлива.. Оширов В.
10.07.02 г
   Проблема экономии топлива на транспорте всегда существовала, но в настоящее время и ближнем будущем в связи с быстрым расходом невосстанавливаемых ресурсов нефти, и соответственно при постоянном росте цен на бензин она встает особенно остро. По данным только 2000 года в России насчитывается свыше 31 миллиона транспортных средств и из них около 26 миллионов старше 5 лет. Прогноз на 2010 год – количество только легковых машин превысит 30 – 33 миллиона штук. Повышенный расход топлива – это и увеличенное количество вредных выбросов с отработанными газами. Ежегодно в мире вредные автомобильные выбросы составляют в среднем 250 – 280 миллионов тонн. И эта цифра постоянно растет. Можно условно сравнить автомобиль с "наркотиком"; чем мощнее двигатель автомобиля, тем сильнее "наркотик". Но отравляет данный "наркотик" не только конкретного потребителя, а все общество в целом, а это гораздо опаснее. Снижение удельного расхода топлива автотранспортом влечет снижение вредных выбросов. Если учитывать, что цена на качественное жидкое топливо не может снижаться, а будет только возрастать, так как запасы нефти ограничены, а в процентном отношении высокооктанового топлива вырабатывается немного; актуальность экономичного автомобиля возрастает. Даже если сейчас игнорировать эти вопросы, в будущем их все равно их не избежать, только встанут они уже гораздо острее. Около 80% нефти идет на получение жидкого топлива, сокращение удельного расхода топлива автотранспортом суть увеличение нефтяных ресурсов.
  Расходы на эксплуатацию автомобилей постоянно возрастают, и эта тенденция будет сохраняться. Многие водители зачастую не задумываются, что существуют довольно простые и доступные методы сокращения расхода топлива, приводящие дополнительно и к увеличению ресурса автомобиля. Данный вопрос затрагивает многих (если не на прямую то всех), бизнесменов и предпринимателей, людей совершающих поездки на работу на своих автомобилях и кончая пенсионерами, имеющими личный автомобиль. Хочется отметить связь топливного расхода автомобиля (можно читать конструктивного совершенства автомобиля), вопросов загрязнения окружающей среды и общей культуры или "грамотности" в данных вопросах. Даже нефтяные компании косвенно "заинтересованные" в большом расходе топлива каждым автомобилем не должны упускать из вида вопрос ухудшения экологического состояния среды, к чему они непосредственно причастны; а свое экономическое состояние лучше поддерживать, не большим производством низкосортного бензина (ресурсы в конечном итоге не бесконечны), а выпуском высококачественного и экологически более безопасного топлива; при этом развитие автомобилестроения должно происходить в сторону сокращения удельного расхода топлива, что вполне естественно, хотя наша автомобильная промышленность в этом плане несколько /мягко выражаясь/ отстает от экономически развитых стран; а страна в целом является огромным потребителем: в частности низкосортного топлива; и либо устаревших, либо чрезмерно дорогостоящих автомобилей. Нельзя не сказать и о том, что очень дорогой автомобиль в нашей стране отнюдь не экологически современный автомобиль (это просто дорогой автомобиль, который больше нигде почти и не покупают).
  В теоретических вопросах (вопросах по дальнейшему развитию и совершенствованию ДВС) на современном этапе возникло существенное расхождение во мнениях в среде научных работников, связанных с автомобильной промышленностью. Это плохой и грозный признак возникновения кризиса. Расхождение мнений говорит о многом: неопределенность в дальнейшем развитии; тупиковая ситуация с теоретическими вопросами; другими словами говоря, это преддверье кризисной ситуации в двигателестроении. Одна из причин в неподготовленности к введению жестких норм по токсичности (которые, по всей видимости, необходимо вводить дифференцировано по городам и регионам); но это еще часть айсберга; другая - возникнет при постепенном сокращении нефтяных ресурсов. Может последовать полный или частичный кризис автомобильной промышленности и сопричастных отраслей; выживет тот, кто грамотно уже сегодня распределит свои ресурсы в нужном направлении, а именно, в проектировании новых двигателей 21 века, а также существенная и грамотная модернизация существующего. Один из примеров описан в статье "Пути повышения эффективности искрового поджигания и оптимизации горения топливовоздушной смеси в ДВС". Любые другие направления, по всей видимости, обречены. Попытки упрощенной модернизации неэффективны, они только переходный этап, именно временное и вынужденное решение существующей проблемы. Те директора и научные работники, а также все причастные к автомобильной отрасли, кто правильно поймут ситуацию и грамотно в ней разберутся; смогут вырваться вперед и избежать последствий назревающей кризисной ситуации. Нельзя забывать также, что транспорт – это не только автомобиль с ДВС.
  Из результатов Международного конгресса по вопросам развития автомобилестроения следует, что на современном этапе необходимо добиться сокращения удельного расхода топлива на 25%, с целью снижения выбросов СО2. Желательно учитывать разнообразие фактической экологической ситуации на местах. Поэтому экологические нормы для автомобилей желательно привязывать к регионам и местам нахождения их. Особого внимания заслуживают нормы Евро 3 и 4. Введенная проверка 40 секундного холодного пуска и режима прогрева при низкой температуре –7° С, говорит о правильном подходе, решение которого еще возможно без существенного пересмотра конструкции ДВС. Из всего этого следует довольно простой вывод: эра мощных двигателей и больших автомобилей проходит; и наступает эра компактных легких легковых автомобилей и экономичных не скоростных грузовиков, по всей видимости, с достаточно оригинальными двигателями новой конструкции. Но это не значит, что других автомобилей устаревшей конструкции не будет, по всей видимости, они еще долго будут колесить по дорогам нашей страны. Если учесть наши суровые зимы, когда запуск холодного двигателя, требует такой дозы топлива, которое еще и почти не испаряется, и выхлопные газы будут соответствовать норме "Север - 3", но никак не Евро.
  Поэтому у экологических вопросов существует и другая сторона. По моему мнению, нельзя к запретительным мерам подходить однозначно. Суть вопроса довольно проста: если в больших городах действительно существует опасность постепенного отравления окружающей среды автомобилями, то в небольших городах и селах нашей страны она полностью отсутствует и не возникнет в дальнейшем. Из этого следует, что ограничительные меры по нормам токсичности следует вводить избирательно и действительно там, где это необходимо, а промышленности стоит продолжать выпускать автомобили разных категорий токсичности и так же категорий сложности в обслуживании, и желательно дополнительных категорий, соответствующим условиям эксплуатации, имеется в виду жаркий климат и суровые северные условия, где никакие нормы "Европы" не подойдут. И не зря их так назвали, наши нормы должны быть несколько другими и разнообразными. Необходимо очень взвешенно подходить к запретительным мерам в наших Российских условиях. Никто ведь не будет проверять на токсичность выхлопные газы гоночных автомобилей "Формулы – 1", или выхлопные газы комбайна работающего в поле и т.п.
  Другой, не менее важный вопрос экологии, это мощность ДВС на автомобиле. Вполне возможно ограничить мощность ДВС, либо ввести соответствующее аналогичное ограничение на массовый городской автомобиль, либо резко увеличить дополнительный налог на избыточную мощность. В конечном итоге это приведет к решению не только экологических проблем, но и проблем безопасности движения особенно в крупных городах. Существуют же ограничения по мощности патрона и качеству пули для гражданского оружия, продаваемого населению. Автомобиль также является средством повышенной опасности, а гибнет в автокатастрофах людей гораздо больше, чем от применения оружия или тому подобного. Поэтому вполне логично введение подобного ограничения, при этом силовые органы страны получают дополнительные возможности борьбы с преступностью, а ситуация с безопасностью на дорогах в целом будет гораздо благоприятнее.

Продолжение: 2.   Первые шаги по пути экономии топлива. Оширов В.
10.07.02 г
   «Хочу сразу сказать, что добиться экономии топлива в пределах 25 – 30% довольно просто, но чем больше становится процент экономии, тем сложнее и сложнее ее поддерживать, хотя иногда даже одна длительная поездка на доработанной и настроенной машине приносит ощутимые и видимые результаты.» ……


© Оширов В. 2002 г.

Главная страница

Статьи и разработки

Обсудить на форуме

E-mail: ingenerw@km.ru

Hosted by uCoz