Общие вопросы по экономии топлива автомобилями. Экология и развитие техники. Советы автолюбителям. Проблемы автомобиля будущего.
Последнее изменение [ 19.09.02 г.] |
|
2. Первые шаги по пути экономии топлива.
|
Оширов В. 10.07.02 г
|
Необходимо сразу сказать, что добиться экономии топлива в пределах 25 – 30% довольно просто, но чем больше становится процент экономии, тем сложнее и сложнее ее поддерживать, хотя иногда даже одна длительная поездка на доработанной и настроенной машине приносит ощутимые и видимые результаты. Конкретные цифры по экономии топлива относятся к автомобилю ГАЗ – 2705 (двигатель ЗМЗ-402.10, объем 2,45 л., сжатие 8,2 ). Начав, постепенно решать вопросы экономии бензина на своей машине, она уже никогда не вернется в первозданное состояние; слишком велика разница в пробеге от одной заправки машины.
В первой части рассматриваются упрощенные и доступные доработки, а в во второй части рассматриваются сложные и перспективные доработки, обладающие достаточной технической новизной.
Существует простой на первый взгляд путь экономии на топливе – это перевод питания двигателя с бензина на газ жидкий или газообразный. Но на этом пути существуют помимо явных еще и подводные камни. Описанное ниже не касается двигателя синтагмы комбинированного смесеобразования с основным газовым питанием, описанному во второй части.
Хотелось бы сразу рассмотреть некоторые отрицательные моменты, связанные с переходом на газ. Во-первых, это достаточная стоимость самого газового оборудования, дополнительно возросшая в нынешней ситуации. Во-вторых, увеличение массы автомобиля, сокращение полезного объема, усложнение конструкции и как следствие снижение надежности автомобиля в целом. В-третьих, усложнение эксплуатации и обслуживания автомобиля. Зачастую не совсем аккуратная установка оборудования (установка не в заводских условиях, при изготовлении автомобиля) и как следствие некоторое снижение надежности штатных узлов и систем автомобиля. В-четвертых, довольно сложная и длительная по времени регулировка оборудования с целью достижения минимального расхода. На которую даже у достаточно опытных водителей уходит не один месяц езды, что связано и с изменяющимися характеристиками двигателя, а не только с некоторым снижением мощности. В частности изменяются динамические характеристики двигателя и автомобиля и необходимо определенное время для привыкания к новому "характеру" автомобиля. Да и цена на газовое не будет стоять на месте. В конечном итоге выигрыш в экономии топлива оказывается, не настолько велик, как ожидалось.
Считается, что если автомобиль поглощает по городскому циклу больше средней нормы бензина, то газа он поглотит больше на 10 – 20 % и то при хорошей настройке и потери мощности двигателя. При любых нарушениях или неточности в регулировке расход топлива может значительно возрасти. Это не полный перечень отрицательных моментов эксплуатации автомобиля на газу. Некоторые из них со временем стираются, но на изношенных двигателях могут добавиться новые. Имея достаточный опыт эксплуатации автомобиля "Газель" на жидком газе, решено было на новой машине идти путем простого сокращения расхода бензина. При эксплуатации двигателя на бедной смеси удалось безболезненно перейти на низко октановый бензин марки АИ76, хотя двигатель рассчитан на бензин АИ92, но поскольку степень сжатия составляет всего 8,2 и при дополнительном условии ограничения максимальной мощности, использование низко октанового топлива не вызывает никаких отрицательных последствий. Но необходимо иметь соответствующие настройки ДВС и учитывать, что максимальная мощность ДВС несколько уменьшится.
Повторюсь, описаны доработки и некоторые изменения конструкции личного автомобиля "Газель" – ГАЗ- 2705, двигатель 402, бензин АИ92. Однако все написанное в одинаковой степени относится практически к любому отечественному автомобилю с обычным карбюраторным двигателем. Доработки описанные во второй части могут найти применение на различных типах двигателей автомобилей.
Сначала о цифрах. Средний расход бензина летом до "усовершенствования" автомобиля составлял около 16-18 литров на 100 км пробега, что в общем, вначале казалось довольно неплохо. Ездить приходилось в "экономичном" стиле, используя накат, экономайзер холостого хода, прогнозируя ситуацию на дороге, разгоняясь плавно, минимально используя вторичную заслонку карбюратора. И казалось, что меньшего расхода бензина достичь уже невозможно. Но как показала практика, это далеко не так.
Сейчас расход бензина марки АИ76, на той же машине составляет 10 – 11 литров на 100 км пробега, хотя вынужден признать, что зимой расход увеличился на 1,5 – 2 литра и иногда доходит до 12,5 литров, в основном это увеличение связано с прогревом холодной машины, вязкостью масел и смазок до их разогрева, ухудшением дорожных условий, особенно при коротких поездках. Расход бензина считался по заправкам машины и по счетчику пробега спидометра. Машина ездит в основном с небольшой загрузкой, хотя иногда загрузка бывает предельной. Загрузка автомобиля не оказывает существенного влияния на расход топлива.
Подобный расход бензина не является предельной величиной, но дальнейшее снижение расхода требует все более усложненных мероприятий и, на каком то этапе станет трудно достижимой в "домашних условиях" и нецелесообразной вообще без коренной доработки двигателя.
Хотелось бы сразу отметить, что уменьшение расхода топлива естественно отражается на некотором снижении мощности двигателя, т.е. получается как бы косвенный переход на газ, о чем уже говорилось выше, только с некоторыми особенности в положительную сторону. Хотя доработки из второй части, такие как "вариостат" и система "эконом-форсаж", даже увеличивают приемистость и эластичность двигателя автомобиля. И главное наверное заключается в том, что большинство доработок просты и доступны и в случае какого либо "недовольства" автомобилем все можно в течение очень короткого времени восстановить в первозданном виде, хотя в любом случае будет достигнуто некоторое снижение расхода топлива, и водитель уже будет иметь несколько иной взгляд на свой автомобиль.
Можно советовать начинать "доработки" автомобиля в определенной последовательности, т.к. все они напрямую связаны с расходом топлива и любая неточность или пренебрежительное отношение может исказить результаты. Общеизвестно, что расход топлива – это показатель технического состояния автомобиля, поэтому многие вопросы связаны с проверкой технического состояния.
Последовательность доработок и регулировок приведена ниже по тексту. Кроме того, некоторые из них несколько снижают мощность двигателя и его приемистость (точнее ограничивают верхний предел избыточной мощности) и необходимо определенное время, что бы привыкнуть и не замечать этого. Необходимо также иметь некоторый опыт эксплуатации автомобиля, научиться хорошо чувствовать автомобиль и понимать его. Помимо уменьшения расхода топлива Вы достигнете и увеличение безопасности движения в целом, что также немаловажно. Вообще никогда не следует забывать, а при желании нарушить правила движения вспоминать, что ежедневно в нашей стране погибает в автомобильных авариях около 130 человек. Все эти люди были неплохими водителями, но они уже никогда не вернутся домой и только из за того что кто – то или они сами пренебрегли безопасностью движения.
|
«Все заводские регулировки и допуски распространяются на усредненный автомобиль, да еще и с некоторым запасом, что бы охватить и компенсировать неизбежный разброс параметров и неточность изготовления деталей двигателя и систем. А при современном "качественном" изготовлении и регулировках выпускаемых автомобилей эти вопросы становятся еще актуальнее.»
|
© Оширов В. 2002 г.
Главная страница
Статьи и разработки
Обсудить на форуме
E-mail: ingenerw@km.ru
|