Отмечу еще один источник потерь бензина – это качество и уровень масла в двигателе автомобиля. Качество моторного масла оказывает не только большое влияние на экономию топлива но и на ресурс двигателя и систем автомобиля. Рассмотрим упрощенно роль и функции масла: оно должно быть достаточно вязко чтобы обеспечивать прочную масляную пленку в контакте нагруженных деталей, и в тоже время вязкость не должна быть чрезмерно высокой, т.к. это увеличивает сопротивление взаимному перемещению контактирующих деталей, иными словами увеличивает внутренние потери мощности в двигателе на трение. А потери мощности означают и непроизводительный расход топлива.
Поэтому желательно применение качественного масла с хорошими характеристиками, например: полусинтетического. При этом определяющую роль играет именно качество масла, а не его основа. Отдельного разговора заслуживает тема применения разного рода добавок, с целью улучшить свойства масла. Основной критерий – это качественное современное масло. Многочисленные добавки, широко рекламируемые, в лучшем случае почти ничего не дают, а в худшем – могут принести вред. В основном они разрабатывались исходя из принципа: в двигателе залито плохое масло и необходимо спасти двигатель. Конечно возможны исключения, но все хорошее в конечном итоге будет добавлено в хорошую масляную основу при изготовлении масла. Существует на мой взгляд одна тонкость: в верхней части цилиндра; в паре кольцо-цилиндр, возможен режим полусухого трения и срыв масляной пленки. Особенно подобное явление может проявляться при запуске холодного ДВС и на предельных режимах работы. Поэтому вполне оправдано применение препаратов типа "твердая смазка", в основе которых положено свойство минерала серпентинита, который будучи сверх мелко раздроблен и внесен в зону трения, образует на поверхности трения так называемые "природные зеркала" с пониженным коэффициентом трения. При этом данные свойства сохраняются при отсутствии масла. В настоящее время существует много препаратов под разными названиями, использующие данный принцип. Применение их дает некоторый эффект в основном именно для пары "поршневое кольцо – цилиндр". При этом обработка производится путем введения препарата на горячем ДВС через свечное отверстие и последующей прокруткой двигателя. На своей машине я провел данную обработку и могу сказать что некоторый эффект она дает.
Необходимо отметить что, внутренние потери мощности на трение зависят и от уровня масла, т.к. необходима некоторая мощность на перемещение и перемешивание масла, которая увеличивается с увеличением оборотов двигателя. Поэтому уровень масла желательно иметь минимально допустимый. По практическим соображениям уровень масла должен быть чуть ниже средней отметки масляного щупа. Естественно контролировать уровень масла необходимо пунктуально. Поскольку доля чисто сухого трения в механизмах и элементах ДВС составляет не более 5 –10 %, от жидкостного или полужидкостного, соответственно подобным образом раскладывается и влияние масла и твердых смазок.
|